Удомля

Удомля

11 августа 2017 г.

Ерёмины. Ямские охотники

Если вы любите путешествия, если вам нравится дорога, движение, мелькающие мимо леса, поля, реки и озёра, если при этом ваша душа поёт, - знайте, что возможно, ваши предки были ямщиками! И постоянные поездки, долгие дороги, песни в пути – это была их повседневная жизнь, порой такая тяжёлая и опасная... Но, видимо, было в этой жизни что-то такое притягательное, что люди становились ямщиками, причём не поневоле, а по своей охоте.
Поэтому и существовало на Руси такое сословие: Ямские охотники!
Н.Е. Сверчков Тройка на закате
Ямскими охотниками, ямщиками, были и мои предки. Моя прабабушка Екатерина Ивановна, по мужу Яковлева, происходила из семьи Ерёминых из Вышнего Волочка. Её дед, Прокопий Иванович Ерёмин, был ямщиком, впрочем, как и его дед и прадед. И жили они в деревне Долгих, которая относилась к Ямской слободе и располагалась на окраине Вышнего Волочка сразу за рекой Цной.
Ямщики – это была особая каста. Обратимся к истории.
Ещё в XIII веке при татаро-монголах на Руси существовала почтовая связь, или ямская гоньба. Дороги были разделены на участки, где через каждые 30-40 вёрст устраивалось селение, или ям, где проживали крестьяне, обеспечивающие эту почтовую гоньбу, и где для этого была устроена станция. Слово «ямщик» произошло от татарского «ямчи», что означает «проводник, путеводитель».
Ямская повинность тяжелым бременем ложилась на все население: крестьяне были обязаны поставлять подводы и проводников по требованию правительства.

Из иностранцев впервые сообщил сведения об ямской езде в России известный барон Герберштейн, бывший в Московском государстве в начале XVI века. Он пишет: «Великий князь московский имеет по разным местам своего княжества ямщиков с достаточным количеством лошадей, так что куда бы князь ни послал своего гонца, везде для него найдутся лошади. Гонец имеет право выбирать коня, который покажется ему лучшим. На каждом яму лошадей нам меняли. В свежих лошадях недостатка не было. Кто требовал их 10 или 12, тому приводили их 40 и 50. Усталых оставляли на дороге и заменяли другими, которых брали в первом селении или у проезжающих»1).
Н.С. Самокиш   Тройка на разгоне
Во второй половине XVI века условия отправления ямской повинности изменились: теперь населению ямского округа следовало поставлять на ям «охотников», которые отбывали повинность за всё общество. По наказу из Москвы в охотники следовало выбирать людей «добрых, лучших, семьянистых, прожиточных». С «охотником» заключался договор о найме (порядная запись), согласно которому он на определенный срок или постоянно обязывался осуществлять казенные перевозки за выставившее его население. А население платило ему ежегодно «подмогу» в виде денежной суммы, а также определённое количество ржи и овса. А чтобы ямские охотники со своими семьями всегда находились на яме, ко второй половине XVI в. начинают расти ямские слободы, которым отводили земли под пашни и покосы.

Помимо земли и подмоги ямские охотники получали прогоны, основная часть которых выделялась государством. С начала XVII века денежные суммы ямщикам высылал Ямской приказ – учреждение, состоящее в ведении специального судьи и дьяков, и находящийся в Московском кремле.
К. Баумгартнер-Стойлов   Тройка
Постепенно ямщики составили из себя особое сословие в государстве, несшее определенные обязанности и за это пользовавшееся некоторыми правами. В частности, они освобождались от податей, имели некоторые торговые льготы, ямские слободы обладали широкой судебно-административной автономией.

Вышневолоцкий ям был учреждён при Иване III во второй половине XV века. Ямская слобода располагалась по Цне и по Московской дороге. 
В книге за 1573 год под названием «Устройная и отдельная книга яма Вышняго Волочка» говорится: «И всего на Московской дороге на яму на Вышнем Волочке устроено охотников 50 человек, а у них 150 меринов добрых. А пятидесяцкой из них же числа Иван Третьяков. А порука пятидесяцком охотники яму Вышнего Волочка (перечислены 45 человек)». Им по указу Ивана IV были выделены новые земельные участки по 10 десятин, а пяти человекам по десятине земли и им велено ставить «дворы на той земли»2).

В 1772 г. указом Екатерины II Вышневолоцкий ям был преобразован в город Вышний Волочёк, который стал уездным центром Новгородской губернии.
Вышний Волочёк. 1785 год. Художник М.М. Иванов
В 1776 году, согласно записям в исповедных ведомостях, вышневолоцкие ямщики жили в деревнях Долгих, Борозды, Кунино, Горы, Шишково, Борисково, образуя тем самым Ямскую слободу на окраине города. Одним из таких ямщиков был мой прапрапрапрапрадед Иван Еремеев, который проживал тогда со своим семейством в деревне Долгих. В 1812 году его сын Иван записан под фамилией Ерёмин, и с тех пор эта фамилия передаётся неизменно от отца сыновьям.
Работа ямщиков была востребована до появления железной дороги, после чего почтовые и иные перевозки стали осуществлять преимущественно железнодорожным транспортом. В 1853 году вышел Указ (№ 27 220 от 08.05.1853), по которому большинство ямщиков переводились в состав государ­ственных крестьян 3). В этом же Указе предусматривалась возможность перехода целых ямских слобод в сельское или городское состояние. Вот и в Вышнем Волочке от ямской слободы осталось одно название улицы – Ямская.
Бывшие ямщики стали снова крестьянами. В 1854 году братья Иван и Прокопий Ерёмины  - уже не ямщики, а крестьяне. Да и нет уже в исповедных ведомостях Вышнего Волочка такого сословия: ямщики. Вероятно, некоторые потомки ямщиков продолжали и далее заниматься извозным промыслом, и мне неизвестно, как устраивали свою жизнь Ерёмины в середине XIX века. Я знаю только, что внук Прокопия Ивановича Ерёмина, Пётр Иванович Ерёмин, в ХХ веке стал купцом – он занимался производством и продажей колбасных изделий. На берегу Цны у него были дом и торговая лавка. А родной сестрой Петра Ивановича была моя прабабушка Екатерина Ивановна.


Как много лет утекло с тех пор, когда мои предки-ямщики запрягали тройку вороных, вскакивали на облучок, встряхивали вожжи: «Эй, залётные!» – и вихрем мчались кони по нашим российским просторам!
А ведь как часто тоже тянет в дорогу, чтобы проносились мимо поля и леса, впереди была дорога до горизонта и звучала раздольная песня!...

Ссылки в тексте:
1) Карнович Е.П. Русские почты в XVII и начале  XVIII столетий. Изд.1884 г. // Викитека. URL: https://ru.wikisource.org/wiki/Русские_почты_в_XVII_и_начале_XVIII_столетия_(Карнович)
2)  Ивлев Д.М. Вышний Волочёк и его окрестности в X - XVI вв. // Путник, 2013. URL: http://of.putnik.ru/viewtopic.php?f=3&t=581

3) Указ «О новом распределении поставки лошадей на шоссе между С.-Петербургом и Москвою» №27 220 от 08.05.1853 г. // Полное собрание законов Российской империи. Собрание 2. Т.28, 1853. URL: https://dlib.rsl.ru/viewer/01003821716#?page=206

Источники: 
·      Исповедные ведомости Казанского собора Вышнего Волочка, Вышневолоцкого уезда села Леонтьева церкви Преображения Господня 1776-1860 годы
·      Энциклопедический словарь Брокгауза и Эфрона
·      Тройка почтовая или Ямская гоньба // Пост-марка, 2010-2017. URL: http://post-marka.ru/stati/yamskaya-gonba-sushchestvovavshaya-neskolko-stoletiy.php
·      Семёнов О.В. Ямская реформа в Московском государстве // URL: http://elar.urfu.ru/bitstream/10995/46859/1/iurg-2017-160-10.pdf

1 комментарий:

  1. Очень интересно было узнать про жизнь ямщиков, спасибо! И я раньше даже не задумывалась, где именно они жили...
    У вас сейчас дальнобойщики - вечные путники, но уже нет той романтики, как у ямщиков, а есть пробки и выхлопные газы))

    ОтветитьУдалить