Удомля

Удомля

14 апреля 2018 г.

Старицкий район, деревня Тесьмино


Этот мой рассказ не имеет  прямого отношения ни к станции Удомля, ни даже к Удомельскому району. Дело в том, что мой дедушка, Шалев Иван Петрович, который почти всю жизнь прожил в Удомле, родился в Старицком районе, в деревне Тесьмино (Тесмино). И здесь я хочу рассказать о том, что мне удалось узнать об этой деревне и о моих предках по этой линии.

Начну с того, что о существовании этой деревни я узнала из наградных документов моего дедушки, где указано его место рождения: Калининская обл., Старицкий р-н, д. Тесьмино. Найти эту деревню на современных картах невозможно – ее там нет. Обнаружить ее удалось на картах от 1950 г. и ранее. Вот она на карте 1941 года, рядом – река Шостка.
Карта 1941 года
А вот здесь, на карте 1989 года, деревни Тесьмино нет.
Карта 1989 года
Как показала «Справочная книга по Тверской епархии на 1915 год» (1), деревня Тесьмино (или Тисьмино, – как ее только не записывали!) относилась к приходу Воскресенской церкви села Буконтово. Это село вы можете видеть на картах выше.
Из "Справочной книги по Тверской епархии на 1915 г."
«Тверской епархиальный статистический сборник» (2) издания 1901 г. дает следующую информацию о церкви в Буконтово: церковь Воскресенская построена в 1796 г., каменная, престолов 5: Воскресения Христова, Покрова Пресвятой Богородицы, Святителя Николая, Знамения Божией Матери и Великомученика Пантелеймона. Прихожане: села Буконтово, деревень Жилкино, Логуново, Дудорово, Пестово, Исаково, Тесьмино. Деревня Тесьмино была небольшой: в ней указано 7 дворов, 27 мужчин, 34 женщины.

Итог моего изучения метрических книг Воскресенской церкви села Буконтово меня очень порадовал: я нашла не только запись о рождении моего дедушки, но и запись о венчании его родителей!
Вот здесь записано, что 25 августа 1905 года у крестьянина Тредубской волости деревни Тисьмина Петра Павлова и его жены Пелагии Тихоновой родился сын Иоанн. Восприемниками были деревни Тисьмина крестьянин Андрей Николаев и деревни Лопатина крестьянка Стефанида Тихонова. Младенец Иоанн – это и есть мой дедушка.
Запись о рождении моего дедушки, Ивана Петровича Шалева
А вот запись о венчании 5 февраля 1889 г.:  жених – прихода села Буконтово деревни Тихмина (!) крестьянин Петр Павлов, 19 лет; невеста – села Заречья деревни Лопатина крестьянская девица Пелагия Тихонова, 21 года. Это мои прадед и прабабушка.
Запись о венчании родителей моего дедушки
Попытаться представить, какой была деревня Тесьмино в то время, можно, заглянув в «Сборник статистических сведений о Тверской губернии. Т. 4 Старицкий уезд»(3) изд. 1890 г. В нем указано, что в 1886 году в Тесьмино было 10 дворов, проживало 33 мужчины и 32 женщины – всего 9 семей и 1 бобыль. Грамотных было 17 мужчин, местными и отхожими промыслами занимались 15 человек. Преобладающий промысел на тот момент указан – судорабочие. Вот эта небольшая деревня и была родиной моего дедушки.
Деревня Тесмино на карте 1871 года
Дальнейшие поиски по ресурсам Интернета привели меня к книге А.Зимина «Опричнина Ивана Грозного» (4), где упоминается о том, что в середине XVI в. Генрих Штаден получил свое первое старицкое поместье – сельцо Тесмино, ранее принадлежавшее одному из дворцовых людей князя Владимира Андреевича Старицкого (Генрих фон Штаден –  немецкий авантюрист, опричник царя Ивана Грозного. Автор нескольких сочинений, посвященных России и впервые опубликованных в 1917 году под общим заглавием «Записки о Московии» [Из Википедии]). В 1572 году Штаден лишился своих имений, но кто после него стал владеть Тесьмино, мне пока не известно.
В 1778 г. Тесьмино представляло собой пустошь, принадлежащую ротмистру Ивану Талызину (РГАДА. Ф.1354. Оп. 505. Ч.1. Алфавит №201). Деревня перестала существовать. Поэтому не удивительно, что в исповедных ведомостях и ревизских сказках о ней не упоминается вплоть до 1844 года, когда помещик, флота капитан-лейтенант Бабарыкин (Бобарыкин) Андрей Александрович, переводит часть своих дворовых людей и крестьян из деревень Толвенцово, Пролежнево и Дерягино в деревню Тесьмино, - всего 45 человек, включая детей. И вот среди тех крестьян, кто переехал из деревни Толвенцово, были и мои предки – мой прапрапрадед Лука Алексеев с семьей. С тех пор он и его потомки жили в деревне Тесьмино.

Надо отметить, что при помещике Бабарыкине Тесьмино, как и три другие его деревни, Дерягино, Пролежнево и Толвенцово, относились к приходу Знаменской церкви села Брод (Броды). Это мне удалось установить, изучая исповедные ведомости церквей села Буконтово и Броды.
О селе Броды сайт «Соборы.ру» сообщает: «По данным клировых ведомостей Старицкого уезда за 1828 год: село Брод, в нем церковь деревянная во имя Знамения Божия Матери на каменном фундаменте, построена в 1771 году…»(5). В 1883 г. вместо деревянной была выстроена каменная церковь с тем же названием.
Карта Менде 1853 г.
Сейчас деревни Тесьмино нет на карте, Воскресенская церковь в Буконтово стоит в руинах, Знаменская церковь в Бродах с недавнего времени возрождается.
Церковь в селе Буконтово, 2010 г.

Церковь в селе Броды, 2016 г.

А мой дедушка в 1920е годы покинул родной Старицкий район и волею судьбы оказался в Удомле. Но это уже другая история…

Ссылки в тексте и источники:

1.Справочная книга по Тверской епархии на 1915 год, 1914. URL: http://tverarchive.ru/archive/political-division/ep1915/
2. Н.Добровольский Тверской епархиальный статистический сборник, 1901. URL: http://tverarchive.ru/archive/political-division/eparchial/
3. Сборник статистических сведений о Тверской губернии. Т. 4. Старицкий уезд, 1890. URL: http://docs.tverlib.ru/kraevedenie/stat_sborniki/staricky_uezd/
4. Зимин А.А. Опричнина Ивана Грозного. URL: http://litresp.ru/chitat/ru/%D0%97/zimin-aleksandr-aleksandrovich/oprichnina/10
5. Броды. Церковь иконы Божией Матери "Знамение" // Соборы.ру, 2011.
URL: http://sobory.ru/article/?object=04736#articles-tabs
6. Исповедные ведомости и метрические книги Воскресенской церкви с. Буконтово Старицкого уезда и Старицкого уезда села Брода 1771-1860 годы.

2 комментария:

  1. Спасибо большое за информацию о Тесмино. Моя бабушка была уроженкой этой деревни и скорее всего была знакома с Вашим дедом. Рубцова Мария Ивановна 1917 года. Дочь Ивана и Дарьи Рубцовых. С детства слышала о Тесмино и Буконтове. Бабушка в 90 х годах ездила туда и показывала нам место где была деревня, даже примерно где были дома, ориентируясь на старые деревья. От деревни , к сожалению ничего не осталось.

    ОтветитьУдалить
  2. Анонимный12.07.2022, 18:52

    Моя бабушка Трофимова Анна Петровна родилась в деревне Тесмино в 1902 году. Деревня была сожжена немцами в 1941году и не возродилась.

    ОтветитьУдалить