О том, как в конце XIX века на новой Рыбинско-Бологовской железной дороге появилась
станция Удомля, уже написано немало. Этой теме уделяли внимание в своих работах
уважаемые краеведы Н.А. Архангельский, Б.К. Виноградов.
В книге Б.К. Виноградова «Удомля» читаем: «Полное движение по всей
линии началось в январе 1872 г., когда дорогу сдали в эксплуатацию. …Эта
железная дорога около удомельских озер пересекла старую крестьянскую дорогу в
Вышний Волочек, здесь возник железнодорожный переезд и станционная будка со
смотрителем. Станцию назвали Троица по названию с. Троица в пяти километрах
севернее, через которое шла крестьянская дорога на Котлованщину, в
Новгородчину...» (стр. 5).
![]() |
Удомля. Железнодорожный переезд. 2014 г. |
Далее говорится о железнодорожном переезде: «Около переезда и
станционной будки первые 30 лет не было поселений». Конечно, мы сразу же представляем
себе тот переезд в Удомле, что существует и сейчас: пересечение железной дороги
и ул. Володарского. И вся дальнейшая история Удомли становится привязанной к
этому переезду, как естественному центру, от которого далее разрасталась
станция.
Казалось бы – всё так. Но давайте представим себе эту местность еще
до строительства здесь железной дороги. Посмотрите на карту Менде середины XIX века:
Мы видим старинные деревни Паношино и Мерлугино, которые соединялись
тогда той самой дорогой «на Котлованщину» в северном направлении и на Вышний
Волочек – в южном. Эта дорога вела к приходской церкви Иоанна Богослова, что в
селе Троица, по этой дороге ехали на ярмарки, что проводились регулярно в той
же Троице. И где же проходила эта дорога?
Даже приблизительно, глядя на эту карту, можно усомниться, что
старая дорога проходила по нынешней ул. Володарского. Чтобы убедиться в этом, я
совместила карту Менде и современную карту Удомли. При совмещении критерием служил берег озера Песьво. Перед вами результат:
Старая дорога Паношино-Мерлугино не совпадает с ул. Володарского – и
это несомненно. Значит, когда проложили железную дорогу, переезда на привычном
для нас месте могло не быть – ведь не было здесь дороги!
И тогда возникает вопрос – а куда же делась старая дорога? Она
существовала десятки лет, ею пользовались постоянно – не могла же она исчезнуть
сразу же с появлением железной дороги? Конечно же, нет. Более того: при
строительстве должны были предусмотреть пересечение железнодорожного полотна с этой дорогой…
...Старожилы Удомли еще помнят небольшой мостик под железной
дорогой в самом начале улицы Пионерской. Я сама в детстве там бывала и помню,
как улица сворачивала в низину к ж.д. полотну, где уходила под маленький узкий
мостик типа туннеля в насыпи железной дороги. Мне тогда было удивительно, зачем
нужен этот мост – ведь никто тут не ездит? И зачем в таком случае затратили
средства на устройство этого моста и подъездов к нему?
А вот тут и отгадка на вопрос, где находилось пересечение старой
дороги Паношино-Мерлугино с Рыбинско-Бологовской железной дорогой! Скорее
всего, они пересекались именно здесь, под старым мостом, который обозначен даже
на этой современной карте-схеме Удомли.
Сейчас моста нет – его заменили трубой, а дорога совсем заросла.
![]() |
Вид на трубу с севера |
![]() |
Здесь когда-то был мостик |
Остались только улицы, ведущие к бывшему мосту. По ним можно
проследить остатки прежней старой дороги.
Нельзя считать простым совпадением и то, что первая улица нового
поселка Удомля – улица Пионерская (быв. Большая) – начинается именно от
перекрестка со старой дорогой напротив бывшего моста.
![]() |
Начало ул. Пионерской |
А на противоположной стороне железной дороги стоит старый дом с адресом «ул. Ленина, д. 1а» – значит, и ул.
Ленина тоже начиналась отсюда.
Для устройства самой станции с путями и пристанционными постройками
было выбрано место восточнее старой дороги, где вначале, в 1872 году, был
полустанок, а позднее, в конце XIX в., построили двухэтажный деревянный вокзал. В сторону
вокзала купеческими домами стала застраиваться Большая (Пионерская) улица, а позже
появилась и улица Володарского, которая в ХХ веке стала основной подъездной
дорогой с севера района к железнодорожной станции. Тогда и потребовался
переезд, рядом с которым появилась площадь, на ней рынок, вокруг магазины.
Закипела жизнь.
А старая дорога, как и многие другие невостребованные дороги,
постепенно обезлюдела, а спустя десятилетия и совсем исчезла…
![]() |
Спуск к бывшему мосту с юга |
P.S. Я благодарю мою маму,
Петрову (Шалеву) Алевтину Ивановну, за ее воспоминание о дороге под мостом, что
и послужило началом этого исследования.
Огромная благодарность Крючкову Алексею за помощь в поиске моста и проведение фотосъемки для иллюстрации этой статьи.
Часто поезда перегораживали проезд по переезду, а в школу мы, деревенские, добирались на велосипедах, позднее - на мотоциклах. Вот тут и выручал этот туннель, чтобы не опоздать на уроки.
ОтветитьУдалить